Воспитательная система школы.
«Человек. Гражданин. Патриот. Личность»
Наша школа имеет своё «лицо», свои подходы к воспитанию и обучению. Концепция развития школы на 2005-2008 гг. — это логическое продолжение прежней концепции и основывается на опыте духовного воспитания учащихся на основе народных традиций средствами народной культуры.
Школа на селе — не просто образовательное учреждение, это центральная составляющая самого уклада жизни, мощный фактор развития самой деревенской жизни. И недаром девизом работы педагогов является учить детей не для школы, а для жизни. Эмблему школы составили сами учащиеся (был объявлен конкурс, в котором победили уч-ся 7 класса).
Главная цель воспитательной работы создание в школе условий для развития личности ребенка. Это значит создания условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни.
◊ Самопознание – научить ребенка социальным умениям осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности.
◊ Самоопределение – развивать свои силы и способности; понимать и принимать других.
◊ Самореализация – адекватно оценивать свои силы и находить возможности их применения.
◊ Саморегуляция – контролировать себя, адаптироваться к социальным условиям.
Воспитательная работа школы имеет направления: гражданско-патриотическое, краеведческое, туристко-спортивное, экологическое, художественно- эстетическое, естественно-научное, социально педагогическое.
1. Внеклассная и внешкольная работа с одаренными детьми реализуется через воспитательную программу «Интеллект» - это факультативы, предметные недели, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции.
Учащиеся школы (Истомина Настя, Цыган Василий, Сундинто Олег) участвовали в областных научно-практических конференциях «Музей и дети», их работы отмечены как лучшие, награждены грамотами и дипломами. Приняли участие в первой научной конференции «Байкаловедение» (Товаршинов Алексей). Работа уч-ся и учителя отмечена как лучшая, награждена грамотами и ценными призами.
2. Художественно-эстетическое направление реализуется через программу «Родники»- кружки, подготовка и проведение концертов для жителей села, смотры, конкурсы. В этом году работали 10 кружков это в 1,5раза больше, чем в прошлом. Охват детей составил 90%.
◊ Коллектив «Соловушки» уже много лет радуют всех жителей села своими концертами (руководитель Шадрина Л.А.). Приняли участие в районном фестивале «Подари улыбку миру», Бекетова Алена награждена дипломом 2 степени в номинации сольное исполнение в младшей группе, Болотова Женя награждена грамотой.
◊ Коллектив кукольного театра «Теремок» (руководитель Бекетова Г.И.) еще молодой, только второй год, но уже показали мини-спектакли на Новый год, 8 марта, на весенних каникулах и малышам.
◊ Участники кружка «Узелок» и «Лоскуточек» (руководитель Истомина Т.И.) шьют и вяжут, и хотелось бы, чтоб на следующий год подготовили выставку своих изделий.
◊ Коллектив «Непоседы» созданный на базе СДК (руководитель Михайлова Г.В.) работает в тесной связи со школой (т.к. у школы нет актового зала все праздники проводятся в СДК и учащиеся посещают и клуб и входят в состав кружков в школе, поэтому все мероприятия проводятся совместно).
◊ Очень интересно спланирована работа руководителем литературного клуба «НЛО» Сундинто Т.М. Участниками этого коллектива являются не только учащиеся, но и взрослые. На этих занятиях очень много интересного и познавательного узнают учащиеся. Приняли участие в районном конкурсе чтецов «Тебе, мой край, с душой открытой…» в номинации исполнительского мастерства Истомина Настя получила диплом 1 степени, Шадрина Л.А. – диплом 2 степени и Михайлова Г.В. – диплом 3 степени.
3.Результатом программы «Россиянин» являются детские организации «Дружба»-1-4кл., «Содружество»-5-8кл., «Созвучие»-9-10кл.
◊ Воспитательная работа в начальных классах осуществляется по программе «Начало»- это форма игры-путешествия в мир русской культуры и детская организация «Дружба» работает по этой программе уже 6 лет - проводятся сборы, праздники, внеклассные мероприятия, коллективно творческие дела. Координатором детского движения в начальном звене является Цыган Н.В.. В этом году мы пересмотрели мероприятия, которые проводились каждый год и взяли те мероприятия, которым уделялось меньше внимания. Это связано с тем, чтобы дети больше узнавали о традициях и обычаях своего народа.
◊ Среднее звено - организация «Содружество» работает 4 год по программе «Радуга», каждый класс работает по своему направлению, проводят встречи, классные часы, и итогом наработанных дел являются сборы которые проводят раз в четверть. В связи с занятостью учителей (эксперимент, у классных руководителей выпускные классы по предмету, учеба в Вузе) работа этой организации приостановилась, дети только работали в своих классных коллективах. Поэтому в следующем году нужно больше обратить внимания на работу д/о «Содружество» и наработанные дела вынести на обсуждение организации.
◊ Очень плодотворно работала д/о «Созвучие», работу которой координировал Совет Старшеклассников.
4.Развитие ученического самоуправления (совет старшеклассников, совет мальчишек и девчонок)- через программу «Мы сами». Целью ученического самоуправления является подготовить уч-ся к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Задачей на этот год было оказание помощи администрации и педагогическому коллективу в учебно-воспитательной, культурно-массовой, спортивной и др. работе, с ней мы успешно справились.
Дежурство по школе, соблюдение правил поведения учащимися, сохранность школьного имущества, выявления лучшего класса этим занимался отдел правопорядка ответственный Истомин Владимир. Рейды по сохранности учебников, итоги успеваемости - этим занимался отдел науки и образования – ответственная Болотова Женя (не получилось провести олимпиады по всем предметам, по вине учителей).Проведение спортивных соревнований, выявление лучших спортсменов школы за это отвечал отдел здравоохранения и спорта – ответственный Шадрин Дима. По всем критериям этот отдел выполнил работу лучше всех. Выпуск школьной газеты «Воробей», информирование о школьной жизни, проведение конкурсов – отдел информации, ответственная председатель СС Абросимова Виктория. Создание единой системы самоуправления и управления в школе этой цели мы добиваемся, и активное привлечение учащихся к самоуправлению и управлению на всех уровнях нам удается. На следующий год перед педагогическим коллективом стоит задача в создание здоровых, организованных, дисциплинированных, интеллектуально развитых коллективов. Это поможет нам сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.
Ежегодно в июне в стенах школы проходит пришкольный оздоровительный лагерь, лагерь труда и отдыха.
Продолжаем сохранять добрые школьные традиции. Праздник Золотой Осени, совместный с детьми день учителя, день самоуправления, новогодние праздники, выход на природу в каждое время года, день Святого Валентина, колядки, масленица, а ну-ка парни, Мисс школы, мартовский концерт, день памяти, последний звонок, и выпускные в 4,9,11 классах и встреча выпускников.
3. Туристко-спортивная работа реализуется через программу «Здоровье» - это спортивные секции, соревнования, дни здоровья, смотры.
Учащиеся показывают высокие результаты и на районных соревнованиях по легкой атлетике, так Пакулов С. занял первое место в беге на 2000м, Щербакова Ж. – 2 место в беге на 100м., и 200м., Гусевская Т.- 1 место в метание гранаты и 2 место в прыжках в длину, Шадрин Д. – 2 место в метание гранаты, толкание ядра.
Привлекаются родители к организации и проведению школьных мероприятий. Но в связи с низким уровнем образования, не все могут оказать посильную помощь школе, поэтому перед нами стоит задача в привлечении родителей не только к участию в мероприятиях, но и к активному участию в работе родительского лектория по вопросам воспитания и образования детей.