растения, которые размножаются вегетативным способом.
Ход урока
Проверка знаний
Тест.
У сосны обыкновенной женские и мужские шишки образуются:
на разных растениях;
на одних и тех же растениях.
Семена в шишках сосны созревают через:
полгода после опыления;
несколько месяцев после опыления;
три года после опыления;
полтора года после опыления.
Старые женские шишки у сосны и ели:
опадают целиком вскоре высыпания из них семян;
опадают целиком после длительного пребывания на деревьях;
не опадают, но постепенно рассыпаются на чешуйки.
Голосеменные растения в отличие от папоротников:
живут на суше;
имеют корень и побег;
размножаются семенами;
образуют плод с семенами.
Признаки высших семенных растений:
для размножения им необходима вода;
споры мелкие, содержат мало питательных веществ;
крупные яйцеклетки с запасом питательных веществ;
процесс оплодотворения не зависит от наличия воды.
Ответы на тест:
– б
– г
– б
– в
– г
Изучение нового материала.
Материал урока раскрывает связи теоретических знаний с практикой, значение биологических знаний при выращивании растений.
Вопрос классу:
- Почему растения, для которых характерен в основном неподвижный образ жизни, широко распространены по земному шару?
Объяснение учителя.
Напомнить об основных признаках живого организма, в частности о размножении.
Благодаря размножению растения расселяются, занимают новые территории. Хотя каждый организм живет ограниченное время, благодаря размножению растения существуют на Земле миллионы лет.
Вопросы:
Почему размножение называют вегетативным?
Какие органы цветковых растений относят к вегетативным?
Где вам приходилось встречаться с вегетативным размножением?
Рассказать о способах размножения листовыми и стеблевыми черенками, корневыми черенками, ползучими побегами, отводками. Размножение черенками знакомо учащимся из курса природоведения.
листовые черенки
стеблевые черенки
корневые черенки
ползучие побеги
отводка
подземные побеги
Познакомить их с методикой размножения отводками. Показать это на таблице, рисунке, а также на примере комнатного растения (традесканции).
При размножении отводками важно правильно выбрать стебель. Стебель отвести в сторону и прикрепить его (приколоть), чтобы часть стебля прикасалась к почве.
Вопрос классу:
Какие вам известны подземные видоизмененные побеги?
Рассказать о размножении подземными побегами.
Побегами размножаются многие сорняки. Среди них больше всего корневищных сорняков. Если не вести с ними борьбу они резко снижают урожай культурных растений.
Пырей на 1 гектаре поля может развить до 250 млн почек.
Как древние греки называли пырей?
Осот и бодяк образуют до 166 млн почек на 1 гектар.
Почему необходимо вести систематическую борьбу с ними?
Рассказать о размножении прививками и «глазком».
размножение прививкой
размножение «глазком»
Прививка – приживление части одного растения на другие. Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней.
Размножение «глазком» (окулировкой) позволило продвинуть плодово-ягодные культуры в отдаленные районы Урала, Сибири, создать новые сорта.
Рассказать о размножении культурой тканей, о значении этого метода для выведения сортов культурных растений, устойчивых к болезням; для получения в промышленных масштабах декоративных и лекарственных растений, таких как гвоздика, женьшень.
Закрепление изученного
1)Какое размножение называют вегетативным?
2)Какие растения размножают подземными побегами?
3)Какой вред приносят корнеотпрысковые сорняки? Какими мерами с ними можно бороться?
4)Какие способы размножения надземными побегами вам известны?
5)Что такое окулировка, как она производится?
6)Какое значение имеет размножение прививкой?
Домашнее задание:
§ 43; подготовить сообщения на темы:
«Использование размножения культурой ткани для получения лекарственного сырья»;