Воскресенье, 02.02.2025, 16:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методическая копилка | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Учителю физики [2]
Классному руководителю [8]
Методические материалы для классных руководителей
Учителю биологии [1]
методические материалы, уроки для учителей биологии
Учителю русского языка [3]
Информатика [1]
Иностранный язык [3]
Обществознание [1]
методические материалы по предмету
Учителю истории [1]
Учителю начальных классов [1]
Методические материалы для учителя начальных классов
Учителю математики [6]
Материалы по математики
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Верхне-Шаранайская СОШ
Главная » Примеры уроков » Методическая копилка » Учителю физики

ГИПОТЕЗА О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
Урок-исследование
Тема: ГИПОТЕЗА О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
Цель урока: ознакомить школьников с опытными фактами, позволяющими высказать гипотезу о строении вещества; ввести представление о частицах, которые недоступны прямому наблюдению; продолжить формирование умений объяснять известные факты, явления, свойства тел на основе атомно-молекулярного учения; обсуждать наблюдаемое явление, выражать свои мысли вслух.
План урока
ЭтапВремя, минПриемы и методы
I. Повторение и отработка изученного материала 8-10Диктант, записи в тет­ради
II. Изучение нового ма­териала: строение веще­ства, молекулы и их свой­ства20-25Рассказ с элементами беседы. Опыты и их об­суждение. Зарисовки в тетрадях (опорные сиг­налы)
III. Домашнее задание10Работа с таблицей. Фронтальное повторе­ние. Запись задания на доске и в дневниках
Ход урока
  1. Сообщение учителя.
  2. Физический диктант. Работа на компьютерах. На экране высвечивается табл. 1. Столбцы таблицы не заполнены. Работа с программой Smart Board
Физическое телоВеществоФизическая величинаФизическое явлениеПрибор

Проводится физический диктант — перечень физических терминов, которые учащиеся должны занести в соответствую­щие столбцы: часы, объем, книга, нагревание воды, железо, стеклянная палочка, падение камня, стол, пластмасса, время, удар молнии, измерительная лента, вода, капля воды, длина, стакан, температура, таяние снега, медный брусок, мензурка, время, автобус, объем, линейка, тетрадь, термометр, стеклян­ная пробирка, стекло, бензин, высыхание клея, Солнце.
  1. Демонстрация опыта с исчезновением пятна спирта (или одеколона) на фильтровальной бумаге.
Вопросы:
  • Куда исчез оде­колон?
  • Мгновенно ли он исчез?
  • Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу?
  • Где сейчас одеколон?
  • Какую гипотезу о строении этого вещества можно выдвинуть для объяснения его постепенного исчезновения?
Подведение учащихся к выводу, что вещество состоит из очень мелких частиц, невидимых глазу человека. Эти частицы с течением времени переходят с фильтровальной бумаги в по­мещение классной комнаты, следовательно, они способны дви­гаться. На доске выполняется рисунок, демонстрирующий про­цесс высыхания пятна одеколона на фильтровальной бумаге с точки зрения молекулярных представлений (рис. 1). Школьни­ки перерисовывают его в тетради.

Рис. 1. Частицы одеколона постепенно переходят в воздух.
Видеофрагмент КиМ физика в 7 классе
  1. Затем демонстрируются явления сжатия и расширения вещества: расширение стального шарика, жидкости в шарике термометра, провисание электрических проводов при нагревании и их укорочение при охлаждении. Ставятся вопросы: Как объяснить расширение и сжатие тела?
Можно ли это сделать с помощью такой гипотезы: тела состоят из мельчайших частиц — молекул, между ними есть промежутки; частицы могут отодвигаться друг от друга и сближаться (рис 2, 3)? Проверяется высказанная гипотеза о наличии промежутков между молекулами спирта и воды. Учитель обращает внимание на уменьшение объема смеси по сравнению с суммарным объемом двух жидкостей, дает представление о размерах молекул путем растворения крупинки краски в воде и перели­вания части окрашенной воды в другие сосуды.

Рис. 2. Изменение расстояния между частицами при растяжении и сжатии

Рис. 3. На примере условно выделенных четырех частиц показано изменение расстояния между ними при нагревании тела
Делается вывод: если гипотеза подтверждается опытом много раз, то она становится физической теорией, научным знанием.
Исторический экскурс:
«Гипотеза о том, что вещество состоит из мельчайших частиц, возникла очень давно...»
Модель строения вещества из частиц получила название корпускулярной. Молекулы как конкретный пример частиц, из которых могут состоять тела. В процессе беседы, работая с учебником, школьники выделяют и записывают в тетрадь основные свойства молекул.
Вопросы:
  • Как называются частицы, из которых состоит вещество?
  • Что означает термин молекула?
  • Что та­кое молекула железа, молекула кислорода, молекула бензина? Приведите примеры, доказывающие малые размеры молекул.
  • Почему тела кажутся сплошными?
  • Как были получены фото­графии крупных молекул?
  • Отличаются ли друг от друга молеку­лы одного и того же вещества?
  • Из каких частиц состоят моле­кулы?
Учитель объясняет, что на рис. 13 и 14 учебника изобра­жены модели молекул, обращает внимание на отличие модели от реального объекта, предлагает учащимся зарисовать модели молекул воды, кислорода, водорода.
  1. Анализ обобщающей табл.2, которую учащиеся перено­сят в тетрадь также в качестве опорного сигнала.

Таблица 2
  • Малые размеры
  • Одинаковые у одного однородного вещества
  • Простые и сложные
  1. Вопросы и задания для закрепления материала:
Как объяснить высыхание белья после стирки? В чем заключается гипотеза о строении вещества? Доказала ли современная наука эту гипотезу? Почему не видны частицы, из которых состоят тела?
  1. Рефлексия
  1. Какие цели вы поставили?
  2. Достигли ли вы своей цели?
  3. Что ещё необходимо, чтобы достичь своей цели?
  4. Какую оценку вы поставили бы себе за сегодняшнюю проделанную работу?
  5. Качественно ли ты усвоил тему?
  6. Планировал ли ты свою деятельность?
  7. Что понял?
  8. Что узнал? И т.д.
Категория: Учителю физики | Добавил: sharanaischool (21.10.2010) | Автор: Шадрина Е.Г.
Просмотров: 5931 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2025