Урок-исследование Тема: ГИПОТЕЗА О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
Цель урока: ознакомить школьников с опытными фактами, позволяющими высказать гипотезу о строении вещества; ввести представление о частицах, которые недоступны прямому наблюдению; продолжить формирование умений объяснять известные факты, явления, свойства тел на основе атомно-молекулярного учения; обсуждать наблюдаемое явление, выражать свои мысли вслух.
План урока
Этап
Время,
мин
Приемы и методы
I. Повторение и отработка изученного материала
8-10
Диктант, записи в тетради
II. Изучение нового материала: строение вещества, молекулы и их свойства
20-25
Рассказ с элементами беседы. Опыты и их обсуждение. Зарисовки в тетрадях (опорные сигналы)
III. Домашнее задание
10
Работа с таблицей. Фронтальное повторение. Запись задания на доске и в дневниках
Ход урока
Сообщение учителя.
Физический диктант. Работа на компьютерах. На экране высвечивается табл. 1. Столбцы таблицы не заполнены. Работа с программой Smart Board
Физическое тело
Вещество
Физическая величина
Физическое
явление
Прибор
Проводится физический диктант — перечень физических терминов, которые учащиеся должны занести в соответствующие столбцы: часы, объем, книга, нагревание воды, железо, стеклянная палочка, падение камня, стол, пластмасса, время, удар молнии, измерительная лента, вода, капля воды, длина, стакан, температура, таяние снега, медный брусок, мензурка, время, автобус, объем, линейка, тетрадь, термометр, стеклянная пробирка, стекло, бензин, высыхание клея, Солнце.
Демонстрация опыта с исчезновением пятна спирта (или одеколона) на фильтровальной бумаге.
Вопросы:
Куда исчез одеколон?
Мгновенно ли он исчез?
Видели ли вы, как одеколон «покидал» бумагу?
Где сейчас одеколон?
Какую гипотезу о строении этого вещества можно выдвинуть для объяснения его постепенного исчезновения?
Подведение учащихся к выводу, что вещество состоит из очень мелких частиц, невидимых глазу человека. Эти частицы с течением времени переходят с фильтровальной бумаги в помещение классной комнаты, следовательно, они способны двигаться. На доске выполняется рисунок, демонстрирующий процесс высыхания пятна одеколона на фильтровальной бумаге с точки зрения молекулярных представлений (рис. 1). Школьники перерисовывают его в тетради.
Рис. 1. Частицы одеколона постепенно переходят в воздух. Видеофрагмент КиМ физика в 7 классе
Затем демонстрируются явления сжатия и расширения вещества: расширение стального шарика, жидкости в шарике термометра, провисание электрических проводов при нагревании и их укорочение при охлаждении.
Ставятся вопросы:
Как объяснить расширение и сжатие тела?
Можно ли это сделать с помощью такой гипотезы: тела состоят из мельчайших частиц — молекул, между ними есть промежутки; частицы могут отодвигаться друг от друга и сближаться (рис 2, 3)? Проверяется высказанная гипотеза о наличии промежутков между молекулами спирта и воды. Учитель обращает внимание на уменьшение объема смеси по сравнению с суммарным объемом двух жидкостей, дает представление о размерах молекул путем растворения крупинки краски в воде и переливания части окрашенной воды в другие сосуды.
Рис. 2. Изменение расстояния между частицами при растяжении и сжатии
Рис. 3. На примере условно выделенных четырех частиц показано изменение расстояния между ними при нагревании тела
Делается вывод: если гипотеза подтверждается опытом много раз, то она становится физической теорией, научным знанием.
Исторический экскурс: «Гипотеза о том, что вещество состоит из мельчайших частиц, возникла очень давно...»
Модель строения вещества из частиц получила название корпускулярной.
Молекулы как конкретный пример частиц, из которых могут состоять тела. В процессе беседы, работая с учебником, школьники выделяют и записывают в тетрадь основные свойства молекул.
Вопросы:
Как называются частицы, из которых состоит вещество?
Что означает термин молекула?
Что такое молекула железа, молекула кислорода, молекула бензина?
Приведите примеры, доказывающие малые размеры молекул.
Почему тела кажутся сплошными?
Как были получены фотографии крупных молекул?
Отличаются ли друг от друга молекулы одного и того же вещества?
Из каких частиц состоят молекулы?
Учитель объясняет, что на рис. 13 и 14 учебника изображены модели молекул, обращает внимание на отличие модели от реального объекта, предлагает учащимся зарисовать модели молекул воды, кислорода, водорода.
Анализ обобщающей табл.2, которую учащиеся переносят в тетрадь также в качестве опорного сигнала.
Таблица 2
Малые размеры
Одинаковые у одного однородного вещества
Простые и сложные
Вопросы и задания для закрепления материала:
Как объяснить высыхание белья после стирки? В чем заключается гипотеза о строении вещества? Доказала ли современная наука эту гипотезу?
Почему не видны частицы, из которых состоят тела?
Рефлексия
Какие цели вы поставили?
Достигли ли вы своей цели?
Что ещё необходимо, чтобы достичь своей цели?
Какую оценку вы поставили бы себе за сегодняшнюю проделанную работу?